Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Обучение анализу литературных произведений

Обучение анализу литературных произведений

 

Одной из задач обучения младших школьников является развитие читательского интереса, что способствует совершенствованию навыков чтения и расширению кругозора. В этом хорошо помогают уроки открытых мыслей по литературному чтению.

Читать хорошо – значит как следует понимать и обдумывать прочитанное. Поэтому большое внимание уделяю обучению детей анализу литературных произведений посредством отзывов о прочитанных книгах. Отзыв - продуманное личное мнение, суждение человека, содержащее оценку поступков героев и происходящих событий. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали.
Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей. Дать отзыв о книге - значит не только обосновать и высказать своё мнение, но и поделиться впечатлением о прочитанном.

В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого-то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.

В работе над отзывами в III-IV классах использую более углубленный подход. Заранее предупреждаю учащихся о том, какое произведение должно быть ими прочитано. На уроке литературы проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно готовлю небольшую выставку: портрет автора, иллюстрации. Затем учащиеся заполняют страничку в читательском дневнике по плану:

1. Автор. Название произведения.

2. Несколько слов об авторе.

3. Краткое содержание произведения.

4. Своё отношение к прочитанному.

5. Чему учит произведение? Идея произведения.

6. Характеристика главных героев.

7. Понравившийся эпизод.

8. Иллюстрация к произведению.

9. Какие произведения этого автора ты посоветовал бы прочитать сверстникам?

Такая последовательность работы характерна для учащихся третьего класса. В четвёртом классе предлагаю детям написать сочинение-отзыв. А вопросы читательского дневника рекомендую использовать в качестве плана.

Детские отзывы разнообразны. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну и такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания. Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Некоторые дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы особенно интересны.

 При изложении своих мыслей школьник учится анализировать произведение, затем правильно формулировать свои идеи, приходить к какому-нибудь выводу. Сочинения-отзывы – одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в V – VIII классах в сочинения на литературные темы.  

Категория: Мои статьи | Добавил: дрозд (09.08.2014)
Просмотров: 473 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: