Главная » Статьи » Мои статьи |
Формирование читательской деятельности младших школьников При переходе школы к стандартам второго поколения в обучении стали использоваться современные технологии. В рамках технологии проблемного обучения большое значение имеет формирование читательской деятельности младших школьников. Наряду с привычными разделами (круг чтения, техника чтения, тематика чтения) появляется методика начального литературного образования, которая направлена не только на совершенствование навыка чтения, восприятия художественного текста и формирование читательской деятельности, но и на обеспечение литературного развития детей. Литературное развитие – возрастной и учебный процесс развития способностей: восприятия искусства слова и творческих способностей. Таким образом, можно выделить следующие критерии литературного развития младших школьников: читательское воспроизведение; умение анализировать; объём литературных знаний; начитанность; направленность интересов; мотивы чтения. В силу своих способностей учащиеся по-разному воспринимают художественное произведение. Полноценное восприятие – способность сопереживать героям, автору, видеть динамику эмоций, воспроизводить в сознании картины жизни, созданные писателем. Умение ребёнка размышлять о поступках, мотивах, оценивать героев, определять идею произведения и авторскую позицию свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Для этого ребёнку необходимо научиться медленному вдумчивому чтению художественного произведения. Формируемый тип читательской деятельности – это трёхступенчатый процесс, который протекает до чтения, во время чтения и после чтения. Опишем методику работы с произведением.
Цель: выработка умения антиципации – предполагать, предвидеть, предвосхищаться по заголовку, иллюстрациям и ключевым словам. На этом этапе уточняются предположения о теме, героях, событиях. Завершается этап нацеливанием на диалог с автором через текст. Учитель должен объяснить детям, что чтение – это общение с автором через текст, который создал автор. Чтение затруднено, так как мы не можем услышать интонацию, паузы, ударение. Но в тексте есть знаки препинания, которые нам помогут. Они очень важны и значимы.
Цель: достичь понимания на уровне восприятия. Дети читают текст «про себя» с целью проверки своих предположений. Затем читают текст «вслух» с комментариями по ходу чтения. Важно объяснить лексическое значение новых слов непосредственно в контексте. После чтения учитель задаёт вопросы с целью проверки предположений. Дети ищут ответы в тексте. Они идут вслед за автором, понимая, что значит вдумчивое чтение. Завершается этап вопросом на понимание содержания текста. Этот вопрос могут задать дети или учитель. Можно предложить озаглавить текст.
Цель: достичь понимания на уровне смысла, то есть понимания основной мысли текста. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Проводится беседа, в результате которой выясняется понимание и осознание детьми подтекста. Поскольку дети прониклись содержанием, в этот момент целесообразно рассказать об авторе. В заключение этапа нужно повторно обратиться к заглавию и иллюстрациям, побеседовать о смысле заглавия, о том, какой эпизод проиллюстрирован, совпадает ли видение автора с видением детей. Можно предложить творческие задания. Данная методика позволяет обеспечить литературное образование и литературное развитие детей младшего школьного возраста, полноценное восприятие самостоятельно прочитанного текста. | |
Просмотров: 1344 | |
Всего комментариев: 0 | |