Главная » Статьи » Мои статьи |
Обучение анализу литературных произведений
Одной из задач обучения младших школьников является развитие читательского интереса, что способствует совершенствованию навыков чтения и расширению кругозора. В этом хорошо помогают уроки открытых мыслей по литературному чтению. Читать хорошо – значит как следует понимать и обдумывать прочитанное. Поэтому большое внимание уделяю обучению детей анализу литературных произведений посредством отзывов о прочитанных книгах. Отзыв - продуманное личное мнение, суждение человека, содержащее оценку поступков героев и происходящих событий. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого-то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет. В работе над отзывами в III-IV классах использую более углубленный подход. Заранее предупреждаю учащихся о том, какое произведение должно быть ими прочитано. На уроке литературы проводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно готовлю небольшую выставку: портрет автора, иллюстрации. Затем учащиеся заполняют страничку в читательском дневнике по плану: 1. Автор. Название произведения. 2. Несколько слов об авторе. 3. Краткое содержание произведения. 4. Своё отношение к прочитанному. 5. Чему учит произведение? Идея произведения. 6. Характеристика главных героев. 7. Понравившийся эпизод. 8. Иллюстрация к произведению. 9. Какие произведения этого автора ты посоветовал бы прочитать сверстникам? Такая последовательность работы характерна для учащихся третьего класса. В четвёртом классе предлагаю детям написать сочинение-отзыв. А вопросы читательского дневника рекомендую использовать в качестве плана. Детские отзывы разнообразны. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну и такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания. Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Некоторые дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы особенно интересны. При изложении своих мыслей школьник учится анализировать произведение, затем правильно формулировать свои идеи, приходить к какому-нибудь выводу. Сочинения-отзывы – одна из самых перспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в V – VIII классах в сочинения на литературные темы. | |
Просмотров: 765 | |
Всего комментариев: 0 | |